×
Понравилась эта статья?
Больше интересного
в Facebook – подпишись!
Men's Health Казахстан
18+
Фильм Матильда рецензия Михалина Ольшанская

«Матильда»: как можно про царя такие песни петь?

26 октября 2017
Спойлер: на алматинской премьере «Матильды» никого грузовиками не давили, жечь кинотеатры не угрожали. А наоборот – танцевали, смеялись. Кто-то в стороне ел бургеры.

Постмодернизм с позументами

Что бы не думали о себе блогеры, журналисты и лидеры мнения, набившиеся на предпоказ фильма «Матильда» в два зала кинотеатра «Люмьера», отнюдь не они первыми в Казахстане смогли оценить околоисторический урок Алексея Учителя.

Из-за череды скандалов, предшествующих выходу фильма, 26 сентября в столице нашей толерантной родины прошел закрытый показ «Матильды». На нем присутствовали сотрудники Министерства культуры и спорта и эксперты Министерства по делам религий и гражданского общества. Откровенной крамолы чиновники не нашли. Но из-за проглядывающих то тут, то там женских сосков выдали-таки фильму прокатное удостоверение с пометкой «16+».

Свои «16+» картина отрабатывает, но нерегулярно. Вот режиссер упивается страстными внебрачными ночами Матильды и Николая во дворце под носом у родителей последнего. «Что за?..», – спросит даже не очень искушенный в исторической правде зритель. Но Учитель увлекает его в новый водоворот картин на тему отношений двух исторических фигур.

Матильда Рецензия

Именно набором картин скорей воспринимается «Матильда», а не стройным историческим повествованием. Сначала это раздражает, а потом понимаешь, возможно, это такой художественный прием – показывать историю не в достоверном изложении, а словно подчеркивая фантазийность происходящего. Что для постсоветского зрителя, конечно, совсем непонятно. Как это можно «про царя такие песни петь?»

Достаточно вспомнить реально опасную кампанию, которую развернули против фильма граждане, уязвленные в их то ли религиозные, то ли еще в какие-то чувства. Экс-прокурор Крыма Поклонская метала молнии, призывая проверять фильм и режиссера на все, что только можно, кроме, разве что, вируса иммунодефицита. А там и православные активисты подоспели – кто на грузовике с газовыми баллонами в кинотеатр въедет, кто так запугает крупнейшую кинопрокатную сеть России, что та откажется от проката картины в принципе (хотя потом передумает).

Ну невдомек держателям скреп и блюстителям чести русского царя (у которого русского-то едва ли 1/64 часть), что историческое кино бывает не только эпическое, монументальное и соцреалистичное. Но и с долей выдумки. Просто доля эта у каждого разная. Помните бекмабетовского «Линкольна», который боролся внезапно с вампирами? Да, это слишком вольная интерпретация на тему биографии дедушки Эйба (читай «очередной высокобюджетный высер»). Тут примерно так же: современные фантазии на тему отношений царя из дворца и танцовщицы из театра. Такой вот суровый русский постмодернизм. С позументами и кринолинами.

Сатанист вместо Красна Солнышка

Пожалуй, я чуть погорячился, упомянув «Линкольна». Возьмем, другой пример современного взгляда на ретро. «Гэтсби» – в меру исторично, музыкально, при этом музыкально спродюсировано Jay Z. Что, потомки Фрэнсиса Скотта Фицджеральда пикетировали показы фильма с плакатами «Лурман, где твои скрепы?» и «Верните нашим детям свинг!»? Коль скоро Голливуд позволяет себе пускаться в фантазии, то чем ТПО «Рок» (кинокомпания Учителя) хуже? Даже если какие-то сцены и выглядят словно высосанные из большого окровавленного пальца ноги Матильды Кшесинской.

Конечно, у Учителя балерины Мариинки не танцуют под Егора Крида, но зато вполне себе способны развязать бретельку конкурентке, чтобы та продемонстрировала грудь всему залу, включая царевича, ослепленного ее нежным первым размером. Матильда – смоки айс – Кшесинская с первого же своего взгляда дает понять, что встрял будущий самодержец крепко. Со слов самого режиссера, нужную актрису (а ей стала полька Михалина Ольшанская) выбирали среди 300 кандидаток. Кстати, если бы Кира Найтли вовремя (или не очень) не забеременела, проклятия от агрессивных защитников последнего русского царя сыпались бы сейчас и на ее хрупкую голову. Именно Найтли первой было предложено сыграть балерину. Не сложилось.

Матильда рецензия Михалина Ольшанская

За что точно следует поблагодарить небеса в череде случайностей кастинга на «Матильду», так это за то, что у Данилы – Красно Солнышко – Козловского отобрали главную роль. Зато пожаловали с барского плеча маниакально настроенного графа Воронцова. Эмм… С клочковатой бородой, доставшейся ему в наследство от «Викинга», актер стал истово изображать персонаж насколько вымышленный, настолько же и картонный.

Матильда рецензия Данила Козловский

Дорогу Козловскому перешел (прямиком из Германии) Ларс Айдингер, довольно староватый для роли увлекающегося царевича, но всю грусть трещащей по швам империи глазами передать смогший. Несмотря на то, что взгляд этот обрамлен морщинками 40-летнего актера, Николай – Ники – II резво скачет по коридорам дворца то с Матильдой Кшесинской, то с Александрой Федоровной Гессен-Дармштадтской.

Матильда рецензия Ларс Айдингер

Надо ли говорить, что сделав нехитрое исследование, прокурор Поклонская окрестила Айдингера буквально сатанистом и вопрошала на просторах фейсбука, мол, какие вам, маловеры, знаки еще нужны? Вот просто интересно: если бы ей доверили снимать фильм про Николая II, кого бы она позвала на главную роль. Неужели самого?

Так или иначе, фильм, который настойчиво рекламируется, как «самый ожидаемый в году», должен сказать спасибо именно таким неравнодушным людям, как прокурор. Вся его «ожидаемость» процентов на 90 сложилась благодаря шуму, поднятому гражданами с ущемленной, но активной гражданской позицией.

И еще о цифрах. Если мы говорим о жанре костюмной драмы, так любимой некоторой частью киноманов, то «Матильда» тут на высоте – роскошные туалеты (говорят, их было приготовлено 5 тысяч) и натуры (дворцы, усадьбы, театры) отрабатывают в кадре на 120%.

Еще добавьте музыку от американского кинокомпозитора Марко Белтрами, карьера которого началась с фильма «Крик». Пройдя через четыре части франшизы и еще несколько десятков фильмов, он создал довольно атмосферный саундтрек, который даже издали не похож на «вальсы Шуберта и хруст французской булки», но, как минимум, не раздражает.

Артем Крылов

 

Читайте также