18+
дамир виртуальная реальность каково это

Сайфуллин Дамир: Каково это – создавать виртуальную реальность

26 июля 2017
Большое интервью
Наши коллеги из Esquire.kz встретились Сайфуллиным Дамиром, который в свои 27 лет является CEO Singularity Lab, и узнали у него, каково это создавать виртуальную реальность.

виртуальную реальностьСколько себя помню, я всегда болел технологиями, у меня никогда не было мысли о том, что я буду заниматься чем-то другим. Для меня это было очевидно с самого раннего детства. Еще с дошкольного возраста я начал разбирать по деталям различные электронные приборы, меня всегда влекло все, что связано с технологиями. В этом плане, на мой взгляд, все айтишники похожи, у них есть эта страсть, стремление к технологиям. Я закончил КБТУ, но знания, которые я получил там, грубо говоря, имели мало общего с моей нынешней сферой деятельности. Сейчас на самом деле образование в сфере информационных технологий слабовато, тем более в нашей стране, но оно и не может быть идеальным, так как это слишком стремительно развивающаяся отрасль, знания и понятия в короткий срок становятся неактуальными. То есть пока учишься в университете, ты получаешь заведомо устаревшие знания. На самом деле 90% обучения – это самообучение. Все важные знания мы непосредственно получаем в процессе самостоятельного изучения и работы. Но я ни в коем случае не отрицаю необходимость и значимость среднего и высшего образования, ведь оно дает нам основы и строит мышление. Все, что мы изучаем в общеобразовательных учреждениях, дает нам возможность в дальнейшем изучать новое самостоятельно. Другое дело, что это можно делать куда эффективнее, чем сейчас. Все чаще и чаще я встречаю специалистов без высшего образования, которые поражают своими знаниями и профессионализмом. Они, как правило, вместо того, чтобы тратить четыре года жизни на университет, занимаются самообучением и работают.

Я уверен, что если бы не пошел в университет, то потратил бы это время с большей продуктивностью, раньше бы занялся своими изысканиями и проектами – это бы принесло больше пользы. Бизнес я начал сразу после года работы разработчиком в студии Anykey. Начинал я свое дело с веб-разработки и мобильных приложений, но очень быстро понял, что этот рынок перенасыщен, что ценники очень низкие, а конкуренция высокая, да я и не хотел больше этим заниматься. Как раз в то время, в 2012 году, произошло знаменательное событие – на Kickstarter вышел новый проект Oculus Rift (очки виртуальной реальности), и я далеко не единственный человек, который после этого проекта загорелся идеей виртуальной реальности. С тех пор я начал активно разрабатывать идеи для проектов, в которых применима эта инновационная технология, думать о том, в каких сферах, кроме видеоигр, это можно продать. В то время я был «человек-компания», то есть у меня не было ни средств, ни команды, я не знал, как из идеи сделать первоначальный капитал. Это привело меня к тому, что я взял один из первых прототипов Oculus и пошел с ним по людям, демонстрировал и устраивал презентации различным компаниям. Всем очень нравилось, но так как это была совершенно новая технология, большинство относилось с опаской. Это и не удивительно, никто не давал гарантии, что Oculus не просто очередная новая игрушка и что у девайса большое будущее. С тех пор эта технология радикально изменилась и сейчас она находится на совершенно другом уровне. виртуальную реальностьОткрыть компанию Singularity Lab мне помог коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа» – общее рабочее пространство для организаций с разной деятельностью). Я считаю, что подобный подход является идеальным для начала бизнеса, потому что ты сразу попадаешь в довольно интенсивную бизнес-среду, где все занимаются чем-то своим, создают что-то новое – своеобразный инкубатор для бизнесменов. Благодаря коворкингу без труда можно найти партнеров, контакты или объединиться с другой компанией для совместного проекта, поэтому подобные пространства и являются одним из самых сильных двигателей бизнеса. Благодаря коворкингу я нашел партнера, и мы взяли наш первый проект. Он непосредственно был связан с виртуальной реальностью и носил социальный характер. Проект был нацелен на пропаганду здорового образа жизни и наглядно демонстрировал молодому поколению, как важно сделать правильный выбор и какие могут быть последствия, если податься соблазнам. Я очень рад тому, что мне удалось собрать талантливую команду из людей, которые разделяют мою страсть к технологиям. Сейчас нас 15 человек, и мы являемся, так называемой, компанией полного цикла, то есть у нас есть все: начиная от геймдизайна, концепт-арта, до моделинга и анимации, ну а самая большая часть команды, естественно, разработчики. Наша компания постоянно расширяется и ищет новых, талантливых специалистов, которые болеют этим делом так же, как и мы. Мы ищем энтузиастов и самородков, а их сейчас очень много и у нас, и по всему миру. В этом плане глобализация и доступность информации делают свое дело. Естественно, что специалистов в виртуальной реальности у нас нет, но их и в мире очень мало. Поэтому мы всему научились сами и теперь обучаем наших стажеров. Путешествуя по миру и посещая разные страны, я заметил, что наш уровень не сильно отличается от мирового. Это подтверждает мои слова о том, что с нынешним количеством общедоступных знаний все, что нужно молодому человеку для овладения той или иной профессией – это страсть и желание учиться. И именно поэтому мы решили продолжать расти и развиваться в Казахстане, талантливые есть и тут, а вот конкуренции нет, да и цены меньше, чем в общепризнанных центрах информационных технологий. Кроме всего прочего, наша сфера деятельности позволяет компании, несмотря на месторасположение, делать действительно интересные и качественные продукты, нацеленные не только на Казахстан, но и на весь мир, а за счет конкурентного преимущества в себестоимости у нас есть хороший шанс стать крупными игроками. В этом наша основная цель.

виртуальную реальностьХотя изначально мы позиционировались, как компания, которая занимается виртуальной реальностью, в дальнейшем мы стали заниматься дополненной реальностью (англ. augmented reality, AR — «расширенная реальность») и интерактивными технологиями. Самым масштабным проектом нашей компании, который мы разрабатывали в течение двух лет, является интерактивный музей истории компании АО «Эмбамунайгаз» и нефтепромышленности Казахстана. На момент открытия это был самый инновационный и технологически продвинутый музей в Казахстане, в нем присутствовали элементы виртуальной и дополненной реальности, а также многометровые интерактивные проекции. Проект был разработан и воплощен в высокотехнологичный музей, грубо говоря, с нуля, мы провели большое исследование и детально осветили исторический путь нефтяной промышленности Казахстана. Уникальность и значимость данного проекта заключается в том, что после посещения этого высокотехнологичного и интерактивного пространства происходит переосмысление самого понятия и разрушение устоявшегося стереотипного представления о музее, как о пыльном и скучном учреждении. Интерактивные технологии позволяют демонстрировать информацию в игровом формате и дают возможность из простого наблюдателя перевоплотиться в непосредственного участника событий прошлого.

Последний проект, который мы реализовали – это разработка VR-игр для YOTA ARENA, одного из крупнейших киберспортивных комплексов в России и Европе. Этот комплекс, который находится в Москве – часть большого проекта от холдинга ESForce и Алишера Усманова. Цель проекта – развитие киберспорта в России и СНГ. Игры, которые мы разработали, представляют собой своеобразные VR-аналоги суперпопулярных кибер-дисциплин Dota и Counter strike. Естественно, мы значительно изменили механику игры, адаптировав ее для виртуальной реальности. Например, теперь вам действительно нужно держать пистолет, целиться и стрелять из него, а также прикрываться за реальными укрытиями. Тем самым, уже давно знакомый жанр полностью меняется, а ощущения нельзя сравнивать со стандартными играми.

Помимо коммерческих проектов мы занимаемся разработкой своей собственной игры под названием JetX, мы планируем выпустить ее на все возможные VR-платформы, в том числе и мобильные. Разрабатываем мы ее уже целый год, но постоянно отвлекаемся на коммерческие проекты, которые на данный момент являются для нас возможностью самостоятельно обеспечивать компанию. С гордостью могу заявить, что у Singularity Lab никогда не было спонсоров, никто нас не финансирует, и мы очень стараемся удержаться в подобном положении, хотя предложения, конечно же, были. Виртуальная реальность – действительно очень интересная технология, но, к сожалению, пока дорогая. Установить у себя дома все необходимое оборудование, освободить место, а еще купить пару комплектов для друзей могут позволить себе лишь единицы, поэтому и набирают популярность парки виртуальной реальности, так называемые Location-based VR entertainment. Я вижу в этом огромный потенциал, потому что это позволит большому числу людей испытать качественный VR-опыт за небольшую плату. В ближайшем будущем такие парки и клубы будут именно тем местом, куда мы будем приходить с друзьями и семьей.  Наша компания уже сейчас разрабатывает проект доступного по цене решения для открытия VR-парка. Несмотря на то, что игровая сфера является основным двигателем в развитии виртуальной реальности, существуют огромные возможности для ее интеграции в различные сферы бизнеса. Меня больше всего интересует внедрение VR в сферу образования, как общего, так и специального. Например, обучение работе со сложным оборудованием без угрозы для здоровья и техники, а также отработка техники безопасности и чрезвычайных ситуаций. В общеобразовательной сфере возможны захватывающие путешествия или безопасные опыты в виртуальных лабораториях. Представьте себе урок космического путешествия по солнечной системе, насколько интересен он будет детям? Именно этим направлением наша компания сейчас активно занимается, ведутся переговоры с представителями бизнеса и государства. виртуальную реальностьДанные технологии применимы и в архитектуре – можно, например, наглядно продемонстрировать инвесторам, как будут выглядеть здание или целый завод, которые пока существуют только на чертежах. А можно создать интерактивную презентацию или провести совещание, в котором смогут принять участие люди из разных точек земного шара. Словом, интеграция виртуальной реальности упрощает и выводит на новый уровень практически все сферы деятельности – это наше рабочее место будущего. Дополненная реальность тоже переживает настоящий бум, недавно Apple анонсировала специальный SDK (Esq. – от англ. software development kit – набор средств разработки, который позволит разработчикам создавать приложения с поддержкой дополненной реальности). В ближайшее время это обновление позволит установить настоящую дополненную реальность на сотни тысяч устройств. Благодаря тому, что дополненная реальность станет практически общедоступна, возникнет необходимость разработки специальных приложений и проектов, нацеленных на оптимизацию и усовершенствование человеческой жизни, что будет очередным шагом на пути технического прогресса. Уже сейчас существует крайне амбициозный стартап Magic Leap, который еще не выпустил ни одного продукта, но Google, Andreessen Horowitz, Kleiner Perkins и другие крупные инвесторы вкладывают огромные суммы в развитие компании. Было опубликовано лишь несколько демо-роликов, но и этого оказалось достаточно для того, чтобы понять – Magic Leap занимаются разработкой девайса будущего для дополненной реальности. Предполагается, что сначала выпустят очки, а в будущем более совершенные устройства для создания идеальной дополненной реальности, которая будет при нас всегда. Например, просто взглянув на объект, вы сможете узнать характеристики, стоимость, дополнительную информацию и даже заказать его онлайн. А что самое интересное – это дело ближайших 3-5 лет.

Все эти, на первый взгляд, невероятные технологии и их стремительное внедрение в нашу жизнь являются прямым подтверждением теории технологической сингулярности. Наша компания неспроста называется Singularity Lab – это является прямой отсылкой к данной теории. Технологический прогресс ускоряется, сложно это не заметить, достаточно просто оглянуться и посмотреть, как сильно изменились технологии за последние 30 лет. Суть теории в том, что технологический процесс ускоряется экспоненциально, и рано или поздно наступает момент, когда он станет настолько стремительным и сложным, что окажется недоступен человеческому пониманию. В ближайшие 20-30 лет мы увидим радикальные изменения в обществе, которые произойдут благодаря технологиям. В первую очередь искусственный интеллект, который благодаря различным книгам и фильмам в жанре антиутопия представляется для большинства из нас как что-то невероятно опасное, на самом деле поможет нам решить колоссальное число вопросов, на которые мы не можем найти ответы уже не одну тысячу лет. И, между прочим, ИИ уже давно сосуществует вместе с нами, мы его используем практически постоянно, взять к примеру смартфон, который одновременно запускает большое количество сегментов ИИ для выполнения уже привычных нам операций. Всего существует 3 вида или этапа ИИ:

  • узкоспециализированный (Google являет собой соединение сотен мелких ИИ);

 

  • следующим этапом будет общий ИИ, и он сможет отвечать нам на вопросы естественным языком, пройдет тест Тьюринга, то есть сможет мыслить, как человек;

 

  • а вот после наступит этап сверхинтеллекта, который будет превосходить человеческий, сначала в сотни, а потом в тысячи раз. Причем переход от общего ИИ к сверх-ИИ, будет очень стремительным, его ведь не ограничивают биологические рамки.

 

Илон Маск не раз высказывал свои опасения по поводу опасности искусственного интеллекта для человечества. В 2015 году вместе с Сэмом Альтманом (президент венчурного фонда Y Combinator) они запустили некоммерческую исследовательскую компанию, которая занимается искусственным интеллектом и работает на благо общества, а не государства или корпорации. Открытость призвана избежать концентрации власти, которую дает ИИ, в одних руках.

А некоммерческая организация The Future of Life Institution опубликовала открытое письмо с предложением защитить человечество от машин (сверхинтелекта), которое подписало более 1 тысячи ученых, бизнесменов и специалистов по искусственному интеллекту, в числе которых глава компания SpaceX Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк, сооснователь Microsoft Билл Гейтс и профессор физики Стивен Хокинг. Но, несмотря на все усилия и предостережения лучших умов человечества, существует вероятность, что сверхинтеллект может все-таки стать агрессивным, именно поэтому у нас есть всего один шанс задать исходные параметры, дальше мы полностью потеряем контроль. Глупо надеяться, что мы, в нынешнем нашем состоянии, сможем управлять существом в тысячи раз более разумным. Это хорошо описано в одноименной книге передового специалиста по ИИ Ника Бострома.

Сама теория технологической сингулярности является подразделом трансгуманизма, суть которого сводится к использованию технологического прогресса для значительного усовершенствования умственных и физических способностей человечества с помощью биоимплантов, нанотехнологий, то есть непосредственно слиянию человека с технологиями. Мне очень близки идеи трансгуманизма. Искусственному интеллекту не нужно будет нас уничтожать, если мы станем единым с ним, сможем взаимодействовать на его уровне. На самом деле, уничтожить человечество сложная и крайне неэффективная задача. А для суперинтеллекта эффективность будет очень важна. Можно уже сейчас заметить первые признаки подобных процессов, человечество не представляет своей жизни без смартфонов и компьютеров, существуют бионические протезы и микрочипы, вживленные в мозг, которые помогают вернуть слух и зрение. Скоро будет достаточно простого нейроимпланта, который подключит человека к интернету и даст ему невероятные способности. Представьте возможность получать ответ на любой вопрос в доли секунды или отправлять абстрактные мысли и чувства другому человеку. Это изменит все. Илон Маск, мой личный кумир, недавно открыл новую компанию Neuralink, которая займется разработкой именно нейроимплантов и нейроинтерфейсов для непосредственного взаимодействия мозга человека с компьютером. У меня нет причин не верить в успех его начинаний, Маск уже доказал всему миру, что его проекты всегда становятся реальностью, какими бы фантастически амбициозными они не были. Это еще один вклад Илона в процесс правильного и безопасного развития ИИ, ведь это основная проблема, с которой мы можем столкнуться – несовершенство интерфейсов для работы с ИИ. Мышь, клавиатура и даже голос – крайне медленные и не подходящие для ИИ методы ввода.

Виртуальная реальность, на мой взгляд, будет одним из наших проводников в будущее. Именно эта технология расширит границы привычного мира и позволит перемещаться в пространстве, взаимодействовать с компьютером совершенно в ином формате, особенно, когда появятся более совершенные средства обмена информации. Технический директор Google и футуролог Рэймонд Курцвейл, который популяризовал теорию технологической сингулярности, считает, что, когда человечество пойдет по пути трансгуманизма, объединения с технологиями, нам в этом деле помогут нейроимпланты, которые, в том числе, позволят людям погружаться в полную виртуальную реальность по аналогии с Матрицей. А основная суть в том, что все эти процессы будут происходить с невероятной скоростью. Сразу после того, как человек сможет загрузить свое виртуальное «я» в машину, перед ним откроются безграничные возможности. Но на самом деле мы не можем предсказать, что случится после, потому что это за пределами нашего понимая. Также как муравей не сможет осознать суть человеческого мышления, так и мы не можем осознать всех возможностей постчеловека (постчеловек – значительно измененный и дополненный технологиями человек). Но, конечно, мы можем предполагать и фантазировать. Сопротивляться прогрессу тоже бессмысленно, хотя в истории человечества именно на стыке эпох люди не хотели принимать изменения, достаточно вспомнить, как люди были недовольны индустриальной революцией и тем, что машины забирают у них работу. Но мы можем наблюдать, как изменилось человечество благодаря машинам, насколько лучше стал мир. Поэтому и сейчас, несомненно, найдутся недовольные, но процесс уже не остановить. Я уверен, что в недалеком будущем нейроимпланты будут также доступны, как и смартфоны, и подключиться к ИИ сможет каждый. Деньги и денежные отношения как институт полностью исчезнут, им на смену придут криптовалюта и вычислительные мощности. А если пойти дальше и представить, что все люди объединятся в единый коллективный разум под предводительством сверх-ИИ, то это действительно решит все проблемы, разногласия, войны. Я с замиранием сердца представляю, что могут сотворить люди, если все вместе будут работать над единой великой целью. Ну а самое приятное в том, что наше поколение может дожить до этого момента и воочию убедиться.

Записала: Анна Садыкова

Читайте также