В минувшую пятницу в астанинском филиале партии «Нур Отан» состоялись слушания, посвященные будущей модернизации транспортной инфраструктуры столицы. Акимат презентовал программу, состоящую из 12 шагов, которые должны быть реализованы в ближайшие несколько лет. Здесь были затронуты вопросы от выделения спецполос для автобусов и такси до строительства кольцевых автодорог и введения в эксплуатацию легкорельсовых трамваев. Однако бурю эмоций вызвал не один из этих 12 пунктов, а озвученная акимом столицы Асетом Исекешевым идея. Ее суть – бесплатный проезд в общественном транспорте для всех зарегистрированных жителей столицы и ввести для астанчан ежемесячную выплату в 1,7 МРП – около 3800 тенге.

«…вводится, действительно, типа сбор – это не налоговый сбор, это как коммунальная услуга – развитие системы общественного транспорта, который идет на финансирование этой системы», – цитирует Исекешева today.kz.

Как и любое нововведение, подразумевающее новые статьи расходов для населения, идея была принята, мягко говоря, с осторожностью. А когда выяснилось, что это предложение изначально поступило от Службы транспортного контроля «Астана LRT», соцсети взорвались. Компанию «Астана LRT» заподозрили в намерении погасить за счет «бесплатного проезда в Астане» многомиллионный кредит, который служба контроля взяла под гарантию акимата для покупки новых дорогостоящих автобусов марки IVECO, но испытывает затруднение с его погашением. По данным Atameken Business Channel за три последних года «Астана LRT» получила в кредит  172 млн евро. Перевозчики, которым автотранспорт был передан в пользование, показали отсутствие прибыли, а долг так и лежит на акимате и «Астана LRT».

В пятницу вечером smm-менеджер «Астана LRT» Азамат Турегулов на странице в facebook попытался объяснить, что выплата (около 3800 тенге) будет взиматься не с человека, а «С КВАРТИРЫ», независимо  от количества проживающих в ней людей или приехавших в гости родственников. «Кстати, если квартира или частный дом зарегистрирован на льготника, то с квартиры вообще ничего не берется. Подчеркну, только в том случае, если жилье зарегистрировано на льготника», – уточняет Турегулов.

За двое суток неравнодушные оставили под этим постом около тысячи комментариев, полных тревог и сомнений. Разумеется, положительно высказались многодетные родители, а категорическими противниками оказались владельцы автомобилей.

Безусловно, вопрос этот неоднозначный и требует детального анализа, на который Men’s Health даже не пытается претендовать. Но что сразу же бросается в глаза? Автобусы и мнение горожан!

Во-первых, в Таллине, опыт которого и пытаются сейчас применить в Астане, пытались пересадить людей из такси и собственных автомоболией на автобусы.  Благо, было куда пересаживать. Что касается казахстанской столицы: здесь в общественном транспорте в часы пик не протолкнуться. И если переполненные автобусы настолько нерентабельны, что долг «Астана LRT» невозможно погасить, может быть и увеличение пассажиропотока не решит проблему? Может быть, лучше обратить внимание на то, почему автобусы не приносят прибыли? Не из-за того ли, что кондукторы порой не выдают билеты за оплату проезда? И если проблема в этом, может быть лучше было бы усилить контроль за работой кондукторов? Или этого мы не умеем?

Во-вторых, в Таллине ведь был проведен референдум. 75 процентов жителей эстонской столицы высказались «За» и, тем самым, решили вопрос. Но разве сейчас кто-нибудь задумывается о проведении референдума в Астане? Вероятно, в сети и не случилось бы 17-бального шторма, если бы каждый житель столицы был уверен в том, что решать вопрос о введении бесплатного проезда будет именно он.

 

Евгений Гайдамакин

Фото Ерлан Сакенов

Поделись с друзьями: