Дом, который построил Блум

Дом, который построил Блум

История самого прибыльного голливудского продюсера из ныне живущих.

Его мало кто знает в лицо (да и имя его знакомо лишь заядлым киноманам), но на счету Джейсона Блума почти сотня спродюсированных кино- и телепроектов, две номинации на «Оскар», несколько заработанных для студии миллиардов долларов и негласное звание самого прибыльного (не путать с кассовым, хотя одно другого не исключает) кинематографиста современности.

История Блума начиналась, как и миллионы других историй успешных и не очень кинематографистов – с нудной и скучной работы на проектах третьего и четвертого сорта. В середине 90-х молодой кинематографист работал исполнительным продюсером на студии печально известного Харви Вайнштейна и его брата Боба – Miramax. Отпахал он там почти 10 лет до тех пор, пока Miramax не была поглащена медиагигантом Disney.

К тому времени у Блума уже была своя маленькая компания Blumhouse productions, которая занималась производством низкобюджетного кино для видеорынка и очень ограниченного кинопроката.

 

 

«Паранормальное явление» и «Астрал»

И так бы продолжалось бы очень долго, если бы в 2007 году Блум не вложил смехотворные 15 тысяч долларов (даже по меркам казахстанского кино) в производство фильма ужасов под названием «Паранормальное явление». Два года картина не выходила в прокат, пока на одном из тематических фестивалей ее не купила для дистрибуции студия Paramount.

Фактически, авторы «Паранормального явления» под началом Джейсона Блума не изобрели ничего нового. Они просто сделали то же самое, что в 1999 году замутили создатели «Ведьм из Блэр». После выхода в мировой прокат «Паранормальное явление» заработало 193 миллиона долларов. То есть окупила свой производственный бюджет 13 тысяч раз. Последующие четыре серии стоили дороже и стабильно приносили своим продюсером, как минимум, десятикратную прибыль.

Благодаря компании Джейсона Блума жанр ужасов в Голливуде получил второе дыхание. Спустя год после выхода «Паранормального явления», Blumhouse вкладывает полтора миллиона в новый проект авторов «Пилы». Старомодный фильм ужасов «Астрал» зарабатывает 97,5 миллионов долларов.

Теперь немного арифметики. Пять серий «Паранормального явления» + один спин-офф заработали в мировом прокате 890 миллионов долларов при суммарном производственном бюджете в 23 миллиона. У «Астрала» успехи скромнее при общих затратах на производство четырех фильмов в 26 миллионов франшиза принесла 536 миллионов. То есть, десять проектов Джейсона Блума при общих затратах в 49 миллионов заработали в мировом прокате почти полтора миллиарда.

 

Правила Блума

Успех двух франшиз сформировал определенный свод правил по которым работает Джейсон Блум и чем он раздражает весь Голливуд. Человек просто не вписывается в привычную схему работы.

1) Продюсер Блум не вкладывает в производство фильмов больше десяти миллионов долларов да и те нужно заслужить.

2) При запуске проектов он не дает никаких гарантий по прокату. То есть, условно, Блум может запустить два фильма с одинаковым бюджетом, но один будет показан в кинотеатрах по всему миру, а второй может быть продан на ТВ или стриминговую платформу.

3) В рамках сжатого бюджета продюсер дает полную творческую свободу режиссеру и всей команде.

4) Блум вкладывает деньги в проекты, которые нравятся исключительно ему, не опираясь на мнение команды маркетологов и со-продюсеров

5) Минимальное количество компьютерной графики и визуальных эффектов. Просто чтобы не тратиться лишний раз.

6) Не переплачивать актерам. Именно поэтому в проектах Blumhouse в основном снимаются малоизвестные и начинающие актеры. Более того, в целях экономии Блум сокращает в сценарии количество «говорящих» актеров. Дело в том, что согласно голливудской схеме гонораров, если эпизодический актер произносит в кадре хотя бы одну реплику или слово, его гонорар возрастает в несколько раз.

7) Никаких дополнительных средств на производство. Блум жестко контролирует бюджет картины. Режиссеры, работающие на него, предупреждаются заранее, что никаких дополнительных затрат на производство картины не будет. Так, например, в 2014 году Роб Коэн (человек, на минуточку, снимавший первый «Форсаж») был вынужден снять триллер «Поклонник» всего за четыре миллиона. Бедолага выкручивался как мог, чтобы максимально эффектно показать сцену автомобильной погони и при этом не выйти за рамки бюджета. Фильм, к слову, тогда заработал 54 миллиона. То есть, в очередной раз в десяток (в 13 с половиной, если быть точнее) оправдал свой бюджет)

 

В погоне за статуэтками

Тяга Джейсона Блума к экспериментам дважды приносила ему номинации на премию «Оскар». При этом оба раза он оставался в рамках любимых жанров – триллера и фильма ужасов. Но обо всем по порядку.

Пока «Паранормальное явление» и «Астрал» зарабатывали свои сотни миллионов в мировом прокате, Blumhouse вложила копеечную сумму в производство короткометражки «Одержимость» начинающего режиссера Дэмьена Шазелла.

Картина получает награду за лучший короткометражный фильм на престижном фестивале «Сандэнс». Недолго думая, Блум вкладывает 3,3 миллиона долларов в производство полнометражной версии фильма.

Музыкальный триллер о джазовом барабанщике в очередной раз приносит студии многократную прибыль (больше 53 миллионов сборов) и получает пять номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм», в трех из которых побеждает.

Шазелл в один момент становится восходящей звездой режиссуры, снимает «Ла-Ла-Лэнд», получает еще кучу номинаций на разные премии, но все это уже без участия Блума.

Спустя четыре года Джейсон Блум еще раз штурмует «Оскар». И снова никому неизвестный режиссер, снова неожиданный сценарий, но на сей раз ему удается практически невероятное – протащить в список номинантов за лучший фильм комедийный ужастик.

Антирасисткий остроумный хоррор «Прочь» становится одним из главных кинособытий 2017 года и зарабатывает в мировом прокате 255 миллионов долларов.

Благодаря успеху «Прочь» Блум смог получить контракт от Legendary на совместное производство фильма Спайка Ли «Черный клановец», который уже получил Гран-при Каннского кинофестиваля и вполне вероятно также будет номинироваться на несколько «Оскаров».

 

Джейсон Блум вчера и сегодня

Бизнес-стратегия Джейсона Блума была разработана в 2010 году. Сразу после успеха «Паранормального явления» он решил, что ему нужно запускать и снимать как можно больше низкобюджетных картин в течение одного года.

В 2010 он сделал три фильма, еще шесть — в 2012 году, столько же в 2013 году, по одиннадцать фильмов в 2014 и 2015 годах и семнадцать — в 2016.

В список его проектов входят такие кассовые хиты, как франшиза «Судная ночь» (суммарные сборы трех частей около 300 миллионов долларов при общих затратах в 26 миллионов, в этом году выходит четвертая часть), триллеры «Убрать из друзей» (совместная работа с Тимуром Бекмамбетовым, вторая часть ожидается в этом году), «Сплит», «Счастливого дня смерти», «Окулус» и еще десятки других проектов.

На сегодняшний день в списке будущих продюсерских проектов Джейсона Блума значатся 30 фильмов и сериалов. Для сравнения, у самого авторитетного голливудского продюсера Стивена Спилберга их всего 23.

Автор: Карим Кадырбаев
Поделиться

Понравилась статья?

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Без спама и не чаще двух раз в неделю

 ← Нажми "Нравится" и читай нас в Facebook
\
‡агрузка...