В прокат СНГ выходит картина «Лето», главными героями которого стали культовые персонажи русского рока Виктор Цой и Майк Науменко. Об истории создания фильма и его выходе на экраны можно снимать отдельное и куда более драматичное кино, которое начнется с ареста режиссера Кирилла Серебренникова прямо во время съемок и завершится маршем съемочной группы фильма на красной дорожке Каннского фестиваля с растяжкой Kirill Serebrennikov.

И если Майк Науменко в большей степени остался андеграундным и непонятым широкими массами музыкантом, то на песнях Цоя выросло целое поколение, а его влияние на культуру в целом и на кино, в частности, до сих пор сложно оценить. Перед началом проката фильма «Лето» мы решили вспомнить самые известные фильмы, где песни группы «Кино» сыграли, если не главную, то очень важную роль.

Само собой, первыми на ум приходят картины «Игла» Рашида Нугманова, где Виктор Цой сыграл главную роль и «Асса» Сергея Соловьева, в котором песня «Хочу перемен» и грандиозное камео группы завершают фильм.

Своеобразную рифму к «Ассе» нашел в своей дебютной картине «Пыль» режиссер Сергей Лобан. Здесь на финальных титрах песня «Хочу перемен» звучит в оригинале за кадром, а в кадре на языке жестов ее исполняет слабослышащий актер.

Имя Виктора Цоя часто связывают с актером Сергеем Бодровым-младшим, чья жизнь также трагически оборвалась в результате несчастного случая. Единственной режиссерской работой Бодрова-младшего так и осталась криминальная драма «Сестры», в которой прозвучало целых пять песен группы «Кино», но эффектнее всего смотрелся «Стук» в сцене убийства героя Дмитрия Орлова.

Через несколько лет после гибели Сергея Бодрова-младшего его ближайший друг и соратник выберет для финальных титров самого жуткого фильма в новейшей истории российского кино – «Груз 200» песню «Время есть, а денег нет», но куда более вдохновляюще она прозвучит в исполнении актера Александра Паля в фильме «Ледокол» Николая Хомерики.

За год до выхода «Ледокола» певица Полина Гагарина и авторы фильма «Битва за Севастополь» превратят цоевскую «Кукушку» в женский шлягер для пьяного караоке, за что их хочется либо расстрелять, либо «Золотым грамофоном» наградить по тому самому месту, откуда этот ремейк выпал.


Но вот кто точно заслуживает расстрела за использование цоевских песен, так это создатели ужасающего мюзикла «Голоса большой страны». Единственное, что их оправдывает… нет, ничего их оправдать не может.

Впрочем, не всегда ремейки песен Цоя смотрятся в кино плохо. Так, например, переосмысление песни «Восьмиклассница» Константином Меладзе в мюзикле «Стиляги» Валерия Тодоровского имеет право на существование хотя бы из-за того, что было использовано в самой оригинальной эротической сцене в российском кино.

А вот к тому, что сделали с «Пачкой сигарет» авторы фильма музыкально-романтической мелодрамы «Лед» и лично актер Александр Петров, не знаю как отнестись. Здесь, наверное, за оригинальность – пять, а за исполнение – три.

Это лишь наиболее яркие фрагменты использования наследия Виктора Цоя и группы «Кино» в российских фильмах, на самом же деле их музыка прозвучала в той или иной вариации более чем в сорока картинах и телесериалах и, видимо, картина «Лето» не станет последней в этом списке.

Поделись с друзьями: