В основе подавляющего большинства казахстанских фильмов главной ценностью выводится семья и внутрисемейные отношения. Поэтому и цели у героев отечественных фильмов, как правило, довольно прозаичные: обрести семью («Замуж в 30», «Гламур для дур»), спасти и сохранить семью («Токал») и вернуться в семью («Дорога к матери»,  «Заблудившийся», «Шал»). Даже те герои, которые стремятся отдалиться от семьи, все равно приходят к выводу, что семья – это самое главное («Келинка Сабина», «Бизнес по-казахски»).

Для типичного героя голливудского блокбастера – семья является якорем, который мешает ему двигаться к собственной цели и поэтому довольно часто сценаристы избавляются от семьи главного героя или ставят ее в уязвимое положение, чтобы главным героем мог манипулировать антагонист.

Давайте оттолкнемся от наиболее популярного явления в современном кино – экранизаций комиксов. С чего начинается история трансформации Брюса Уэйна в Бэтмена? С убийства родителей. Когда Питер Паркер решает встать на защиту города? Вовсе не в тот момент, когда его кусает радиоактивный паук, а после смерти дяди Бена. Фильм «Стражи галактики» начинается с того, что на руках Питера Квилла умирает его мать. И этот список можно продолжать и продолжать. При этом, самым скучным героем был и остается Клинт Бартон, он же Соколиный глаз – единственный примерный семьянин в отряде «Мстителей».

Некомиксоидный пример

Вы никогда не задавались вопросом, почему у Джеймса Бонда всегда новая женщина, а его единственная попытка окольцеваться закончилась тем, что супруга погибает на руках агента сразу после свадьбы? Или, например, почему путь Энакина и Люка Скайуокера в «Звездных войнах» начинаются с того, что их разлучают с семьей? Причем, заметьте, что пути Люка и Энакина противопоставляются. И поворотный момент в переходе Энакина на темную сторону Силы случается в момент, когда он находит убийц своей матери и уничтожает их, а окончательная трансформация в Дарта Вейдера монтажно зарифмована с рождением Люка и Леи.

Путь Люка Скайуокера принципиально отличается от пути Энакина. Во-первых, уже в первом фильме («Новая надежда») Люк дважды лишается семьи, сначала убивают дядю и тетю, а затем в битве с Вейдером гибнет Оби Ван Кеноби (ежу же понятно, что это фигура отца), в финале первой трилогии Люк сам убивает Вейдера, который, как мы помним, является его родным отцом. Кроме того, у Люка в отличие от большинства героев блокбастеров отсутствует романтическая линия (опустим несостоявшийся по незнанию инцест с Леей) и вспомните, что именно благодаря привязанности Энакина к Падме, Палпатину удалось манипулировать джедаем и таким образом подтолкнуть его на темную сторону Силы.

Это снова возвращает нас к тезису, что одиночество (или если быть точнее, отсутствие семьи) для героя – необходимость. А любая привязанность либо мешает герою, либо заставляет трансформироваться в антигероя.

Яркий пример тому – центральный персонаж сериала «Во все тяжкие» Уолтер Уайт, который начинает свой путь ради будущего своей семьи и в его конце превращается в бессердечного зверя Хайзенберга.

Интересен пример «Игры престолов». Вы заметили, что у изгоев гораздо больше шансов на выживание, чем у тех, кто крепко привязан к семье? Джон Сноу с самого детства носит клеймо бастарда Неда Старка, Дейнерис Таргариен продана собственным братом Визерисом Кхалу Дрого, Тирион Ланнистер – изгой в своей семье из-за уродства и смерти матери при родах, путь Арьи Старк начинается после того, как она видит казнь собственного отца.

Давайте еще более простой пример: первые две части дилогии «Один дома» начинаются с довольно длинных экспозиций, в которых нам четко дают понять, что Кевин – изгой в собственной семье. И неосознанно зритель понимает, что главный герой должен выиграть войну с двумя грабителями хотя бы потому, что он ежедневно воюет с собственной родней. Ну и мы вновь возвращаемся к тезису о том, что путь героя начинается в тот момент, когда семья исчезает.

Казахстанское кино

Есть ли примеры того, как наличие семьи делает героя слабым, а ее потеря напротив, усиливает его характеры и «суперспособности» (условно). Безусловно, есть. Возьмем кульминационную точку в фильме «Рэкетир» Акана Сатаева. Саян ставит Жана на колени и вставляет ему в рот пистолет, Жан взмаливается и рассказывает о том, что у него жена и маленький ребенок. Наличие семьи даже не у главного героя, а у антагониста, ослабляет героя (прибавим к этому тот факт, что несколькими сценами ранее, жена Саяна не смогла выносить ребенка, что так же становится ударом по характеру героя). В конечном итоге, ослабленный наличием семьи у Жана Саян, погибает (тогда он еще погибал) во дворе своего дома.

Еще один пример «Жаужурек мын бала» – первая удавшаяся попытка отечественных кинематографистов зайти на комиксоидную почву. Нет, это вовсе не бред воспаленного сознания автора. В основе любого комикса лежит миф (древнегреческий, древнеримский, славянский, египетский, не важно), равно как и в картине Акана Сатаева лежит легенда о тысяче мальчиков. Фактически, сюжетная схема выстроена по тем же законам, что и любой комикс. Главные герои теряют родителей и становятся степными мстителями и супергероями своего времени. И если проанализировать картину, то мы видим, что путь героев начинается с момента потери семьи (убийство родителей джунгарами) и завершается в момент, когда Сартай обретает семью, женившись на Зере. Корлан погибает, спасая Зере, Таймас ценой собственной жизни спасает Сартая и в самом финале погибает сам Сартай. Заметьте, что обе картины были успешны в прокате, однако, это лишь единичные случаи.

Отечественные сценаристы в своем стремлении потакать зрительскому запросу, зачастую отталкиваются не от классических канонов, штампов клише и установок драматургии, а от национального менталитета. Герой-изгой, отщепенец или сирота в отечественном кинематографе существовать не может. Семья становится своеобразным якорем для героя, которая вроде бы и позволяет действию развиваться, но исключительно на уровне длины цепи, которой герой к этому якорю прикреплен. В этом плане, пожалуй, самым казахским героем в истории Голливуда был Майкл Корлеоне в «Крестном отце». Впрочем, об этом поговорим в следующий раз.

 

Что не так с казахстанским кино (часть первая)

 

Поделись с друзьями: