Тема секса и половых отношений в современном кинематографе вновь стала одной из самых щепетильных и острых. С одной стороны, мы видим повальный диктат, так называемого, семейного кино, который во многом существует благодаря гегемонии Диснея. С другой возникают различные симулякры, типа «50 оттенков серого», которые уже не имеют ничего общего ни с сексуальной революцией 60-х, ни с эротическими триллерами. Мода на них закончилась еще в конце прошлого века («Основной инстинкт», «Цвет ночи», «Роковое искушение» и т.д.) равно как с молодежными комедиями, которые хоть и появляются на экранах, но уже не имеют той аудитории, что пятнадцать лет назад. Тем не менее, согласно закону сохранения энергии (а коитус– это помимо всего прочего, явление энергетическое), секс не мог исчезнуть в никуда.

 

Секс в Голливуде

Совершенно очевидно, что секс (как и внятные сценарии, проработанные характеры и вообще многое, что было в киномейнстриме) ушел на телевидение. Даже, если отбросить банальный пример «Игры престолов», наберется с десяток текущих телесериалов, где эротические сцены и сексуальность остаются одним из основных фундаментов, на котором завязано множество сюжетных линий.

К примеру, успешно приближающийся к восьмому сезону драмеди «Бесстыдники» (Shameless) по количеству сцен секса на сезон вполне может дать фору разборкам за Железный трон. Не стоит забывать и про криминальную драму «Рэй Донован», рассказывающей о буднях голливудского чистильщика и успешно завершившихся, но незабытых «Блудливой Калифорнии», «Мастерах секса», «Виниле».

Нельзя сказать, что секс из кино ушел окончательно и бесповоротно. Нет, у некоторых студий еще сохранились (хотя и сильно сжались) яйца, и, поэтому время от времени на экраны выходят «Волк с Уолл-стрит» или «Дэдпул», но, в целом, ситуация плачевная. Объективировать женщину крупным студиям опасно, хотя кто скажет, что «Чудо-женщина», поданная чуть ли не феминистическим гимном от комикс-муви, не объективирует запредельно сексуальную Галь Гадот? Дети и подростки по-прежнему диктуют, что показывать в кинотеатрах, а нормальные сиськи теперь возможны только в том, что называют «авторским кино» или, как уже было сказано выше, в телесериалах. Если ты, конечно, не считаешь, что у Дакоты Джонсон нормальные сиськи.

Секс в Казахстане

Если коротко, то его нет. Если подробнее, то в казахстанском кино секс когда-то был, но не долго. Буквально, на полшишки, зашел и вышел.

Если без шуток, то на заре независимости, тема секса в казахстанском кино не была табуирована так, как сегодня.

Нет, жесткой эротики в родном отечестве никогда не было, но, например, сцена в «Кардиограмме» Дарежана Омирбаева, где главный герой подглядывает в душе за полностью обнаженной Гульнарой Дусматовой никого не напрягала и не смущала. Равно как и мелькнувшая сцена совокупления в «Жизнеописании юного аккордеониста».

Апофеозом эротики в казахстанском кино стали комедия «Кайрат-чемпион. Девственник номер один» и альманах «Теряя невинность в Алма-Ате». Сейчас, в принципе, сложно представить, что фильмы с подобными названиями, не только выходят на экран, но вообще запущены. А меж тем, в 2009 году комедия Куклина и Мариупольского выходила с беспрецедентной рекламной кампанией. В эфире канала КТК трейлер «Кайрата…» показывали чуть ли ни сотню раз в день. И, хотя, секса в картине практически не было, но сама тематика, поднятая в ленте никого не смущала.

Чисто гипотетически, если бы сегодня этот фильм выходил в прокат, то сначала бы гвалт подняли сердобольные мамашки и борцы за чистоту гениталий. Хотя бы из-за слова «девственник» в названии фильма. Буквально через несколько секунд очнулись бы фанаты футбольного клуба «Кайрат», которые бы орали, что такой «чемпион» бросает тень на светлое имя уважаемой спортивной организации.

Но все это выпало на долю фильма Жанны Исабаевой, который состоял из 13 новелл про секс, большая часть из которых была похожа на бородатые скабрезные анекдоты. В 2011 году некие активисты обещали поджечь кинотеатр, если фильм не снимут с проката. Тогда казалось, что это своеобразный рекламный ход, но фильм реально исчез из нескольких кинотеатров, а ровно через неделю его не было вообще нигде. Собственно, после этого ни один из фильмов Исабаевой не выходил в казахстанский прокат.

Новое поколение режиссеров и продюсеров решили вообще исключить тему секса из кино еще на стадии сценария. Если в казахстанском кино кто-то и совокупляется, то исключительно отрицательные персонажи (как, например, в «Рэкетире-2» или «Токал»). Положительные же герои вступают в интимные связи исключительно ради того, чтобы в следующей сцене какая-нибудь женщина ходила беременной в кадре.

Собственно, из-за чего это происходит? Если в голливудском кино секс исчез исключительно из-за опасений продюсеров по поводу зрительского рейтинга фильмов (PG-13 или R реально сокращает потенциальную аудиторию картины), то у нас это обусловлено фактором «наши не поймут».

Под словом «наши» кинематографисты подразумевают консервативно настроенную половину населения.

Причина до гениальности проста. В сознании обычного казахстанца половые отношения – явление не частное, но общественное. Поэтому в каждом втором отечественном фильме, нет пары М+Ж в чистом виде. Там обязательно где-то мелькают ее или его родители, братья, сестры, бабушки, дедушки или вообще вся родня, у которых свои представления о том, кто, куда и как должен любить.

И в нашем случае, телевидение не только не спасает, но и усугубляет ситуацию, плодя бесконечное количество мыльных опер и исторических сериалов, в которых сексом заниматься вообще некогда, ибо нужно либо воевать, либо созерцать степь. Ведь кто-то же должен ее созерцать!

 

Поделись с друзьями: