Я играю женщину...

Я играю женщину…

Men’s Health попытался разобраться, почему в мировой культуре мужчина, переодетый в женщину считается куда более интересным явлением, чем женщина, переодетая в мужчину.

Примерно две недели назад в американском кинопрокате лидерство захватила картина «Хэллоуин Мэдеи 2» Тайлера Перри. Мэдея – чрезвычайно популярный персонаж среди афроамериканцев и почти не известный за пределами США. Вся фишка в том, что роль эксцентричной бабушки исполняет сам Тайлер Перри, который не только создал, но и «раскрутил» его так, что сейчас готовится 12-ая по счету картина, центральным персонажем которой станет Мэдея.

И это лишь один из многих примеров, когда «мужик в теле женщины» приносит этому самому мужику профит. При этом, в традиционном обществе трансвестизм, как правило, осуждается (если вы, конечно, не живете в Таиланде или на Филиппинах). Парадокс? Возможно. Попробуем разобраться в ситуации со всех сторон.

Психология

Нужно сразу разграничить те случаи, когда трансвестизм является проявлением явной или латентной гомосексуальности. Просто потому, что здесь все понятно и не особо интересно.

Не будем мы зацикливаться и на случаях, когда тяга к переодеваниям обусловлена детскими психологическими травмами. Потому что там все непонятно и слишком интересно.

Отец мировой психологии Зигмунд Фрейд считал, что сексуальная энергия, как движущая сила может получить два вектора: либо на сексуального партнера, либо на творческую самореализацию.

Таким образом, на поверхности лежит, один вывод: тяга к примериванию на себя женские образы обусловлена стремлением к перевоплощению и лицедейству. Проще говоря, так называемая «артистическая натура» ищет максимальную точку, в которой можно проявить свои актерские данные, то есть примеряя на себя образ личности противоположного пола.

Далеко не всем удается ужиться со своим женским альтер-эго, но те, у кого все-таки получилось убедить зрителя в существовании персонажа, сталкиваются с другой проблемой – донести до зрителя, что он все-таки мужчина. Живой пример тому, украинский артист Андрей Данилко, чей персонаж Верка Сердючка на стыке 90-х и 2000-х стал настолько популярен, что автор стал заложником одного образа.

Общество и политика

Поговорим о горячо любимом нами гендерном равноправии. Сегодня женщина в мужском наряде едва ли может кого-то удивить. Движение суфражисток XIX века и последовавшая за ней волна феминизма, которая кажется достигла своего пика в наши дни, сделали свое дело и женщина в брюках уже даже не рассматривается современным обществом, как проявление транвестизма.

Чего не скажешь о мужчине, который вдруг решит примерить юбку (не будем сейчас о шотландском килте) или платье. В лучшем случае, будут долго и укоризненно смотреть вслед, в худшем – тяжкие телесные повреждения, если не летальный исход.

Так уж сложилось, что мужчине во многих базовых и элементарных вещах гораздо проще, чем женщине. Возможно те же суфражистки не осозновали этого, но переодевшись в мужскую одежду, они лишний раз подтвердили, что быть мужчиной круче, удобнее интереснее и проще. Даже в таких элементарных вещах, как одежда.

Неудивительно, что большей половине общества (причем, как мужчинам, так и женщинам) кажется, что мужчина, примеряющий на себя образ женщины деградирует или идет против законов природы.

В общественном сознании прочно укрепились уничижительные выражения, типа «ведешь себя, как баба». Мужчина в женском обличии вызывает, как правило, две защитные психологические реакции: агрессию или смех. И если с первым мы более-менее разобрались, то на второй хочется заострить особое внимание.

 

Юмор

Вообще, далеко не сразу народ стал просекать, что мужчина в женском обличии может быть смешным.

Так, например в XV-XVI веках на Руси практиковались массовые экзекуции скоморохов, которые надевали женские платья. Якобы это доказывало «дьявольскую сущность скоморошества». Грешновато, однако.

Но забудем о глубокой древности и обратим внимание на прошлый век. И тут обнаруживается занимательный факт: оказывается нет ничего смешнее, чем трансвеститы. Одним из доказательств этого факта, можно считать то, что комедия «В джазе только девушки» занимает первое место в списке лучших представителей жанра.

Даже в СССР, в котором любой намек на гомосексуальность или трансгендерность считались тяжким преступлением, были свои травести-персонажи, пользовавшиеся популярность у зрителя – комический дуэт Вадима Тонкова и Бориса Владимирова, выступавших на сцене в 70-80-е годы под псевдонимами Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична.

Ну а дальше в общем-то рассказывать не нужно, я думаю. Женские образы на себя примеряли тысячи актеров в сотнях фильмах, скетчкомах, юмористических передачах, видеоклипах и т.д. Дастин Хоффман, Робин Уильямс, Бенни Хилл, Патрик Суэйзи, Вуди Харрелсон, Александр Калягин, Олег Табаков и это только те, чьи имена приходят первыми в голову.

 

Культура

В мировой культуре переодевания и трансвестизм занимают особое место. Начиная того, что травести-мотивы регулярно встречались в античных и скандинавских мифах, заканчивая тем, что современный театр берет свои истоки из театра античного, в котором и мужские, и женские образы изображались исключительно мужчинами. Собственно, эта традиция прожила в театре многие века и распространилась по всему миру.

Так, например, Шекспир так и не увидел, как в его пьесах Джульетту или Офелию играет женщина. В британском театре XV века все роли все так же исполнялись мужчинами. И это несмотря на то, что травести мотивы присутствовали в произведениях самого автора (например, в «Двенадцатой ночи» или «Венецианском купце»).

Или взять к примеру, японский театр кабуки, который хотя и был основан женщиной, но через какое-то время был «отжат» мужчинами. Дело в том, что кабуки довольно быстро набрал популярность и в определенное время скатился в банальные эротические постановки, а актрисы театра вели крайне распущенный образ жизни. Тогда сегунат Токугава (было это аж в 1629 году) запретил женщинам выступать на сцене, чтобы уберечь моральный облик японок. Девочек сменили юноши, но и те в скором времени скатились в банальную проституцию (причем, актеры «обслуживали» как мужчин, так и женщин). И с 1653 года в кабуки разрешили играть исключительно зрелым мужчинам. Примечательно, что за пять веков мало что изменилось. Женщины вновь появились на сцене кабуки буквально несколько лет назад да и то далеко не во всех.

Ну и в завершении будет совсем смешной пример травести в мировой культуре, а именно одна из самых известных сказок в мире — «Красная шапочка». Надо дальше объяснять?

 

В Казахстане

Вот вам еще один парадокс. Казахстан, как и большинство постсоветских республик и государств Центральной Азии придерживается консервативных ценностей и тем не менее, тема с переодеванием у нас популярна не меньше, чем во всем мире.

Так, например, Нуртас Адамбай, работая над скетчкомами «Наша казаша» и «Kz-ландия» создал несколько десятков персонажей, но лишь келинка Сабина в итоге стала культовым персонажем, получила полнометражные продолжения и стала самым кассовым персонажем в истории казахстанского кино.

Параллельно с этим в сети Instagram вайнер Нурлан Батыров создал персонажа, известного зрителю как Безумная женщина, который в считанные месяцы собрал несколько сотен тысяч фанатов и стал одним из самых узнаваемых образов казнета.

Собственно, какие выводы из всего вышесказанного можно сделать? Мужчина, переодетый в женщину – это ненормально. Факт. Но в противовес ему есть другой, не менее железобетонный аргумент – ненормальность притягивает. И в этом, собственно, и кроется успех всех вышеназванных персонажей и явлений. И Тайлер Перри будет зарабатывать на старушке Мэдеи миллионы баксов, и келинка Сабина построит дом Нуртасу Адамбаю, и как бы женщины не рвались в театр кабуки, переодетые мужики им его не отдадут.

Интересные факты:

После выступления Верки Сердючки на «Евровидении», Андрею Данилко было запрещено выступать на российском телевидение и принимать участие в крупных мероприятиях.

Фильмы о Мэдеи шесть раз занимали первое место в американском прокате.

Фильмы «Тутси» и «Миссис Даутфайр» о мужчинах, переодетых в женщин, получали премию «Золотой глобус» за лучший фильм.

В 2017 году театру кабуки исполнилось 414 лет

Аккаунт «Безумная женщина» в инстаграме на данный момент насчитывает свыше 148 тысяч подписчиков.

Фильм «Келинка Сабина» стал самым кассовым фильмом в истории Казахстана. Только за первый уик-энд картина собрала свыше 600 тысяч долларов.

Джаред Лето получил премию «Оскар» за роль трансвестита, болеющего СПИДом. 

Автор: Редакция MH
Поделиться

Понравилась статья?

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Без спама и не чаще двух раз в неделю

 ← Нажми "Нравится" и читай нас в Facebook
\
o?=o?=o?=o?=o?=o?=o?=o?=...